Дефицит автомехаников в России достиг критической отметки

На одного сотрудника сегодня приходится до пяти вакансий. Всего различным организациям по обслуживанию автомобилей и техники не хватает 500 тыс. человек, сообщил председатель совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении, директор представительства КАМАЗ в Казани Александр Ушенин. 

На 11,6 тыс. вакансий сегодня приходится 2,2 резюме, отмечает первый заместитель председателя комитета Госдумы по молодежной политике Михаил Киселев. В Госдуме для решения проблемы предложили разработать программный документ кадрового развития автомобильной промышленности и смежных отраслей до 2030 года.

Что? Как? Почему? На все эти вопросы есть четкий и ёмкий ответ. Три десятилетия подряд в России планомерно уничтожалось среднее профессиональное образование. Причем не просто физически уничтожалось, а с участием массовой пропаганды. Вспомните, какие профессии считались в последние годы "престижными"? Юристы, менеджеры, продавцы, которых было выпущено огромное количество. Из окончивших колледжи ребят, в профессии себя нашли очень немногие.  

А что с рабочими специальностями? Где автомеханики, где сварщики, где сантехники, каменщики, швеи, станочники, водители? А это оказалось не таким престижным, потому что во всех фильмах крутыми были именно "белые воротнички". Только что стоят навыки этих "белых воротничков", когда они не могут починить свой сломанный автомобиль или унитаз?  

А где в это время пропаганда престижа рабочих специальностей? А её нет. Колледжи списками сокращали набор на обучение действительно востребованным специальностям в угоду текущей конъюктуре. Что имеем в сухом остатке? Дичайший дефицит рабочих кадров. Вместо коренных профессионалов родина тысячами завозит иностранных специалистов из стран Средней Азии, качество работы которых вызывает обоснованные сомнения, равно и как необходимость массовой ползучей трудовой миграции.

Кстати, проблема начинается даже не в колледжах, а ещё в школах. Уроки трудов (технологии) не дают будущим специалистам никаких навыков, не прививают любовь к труду и не дают детям понимание ценности сделанного своими руками. Дети в большинстве школ на этих уроках занимаются чем угодно, но не учатся производить что либо своими руками!

Что сейчас делать? Уж точно не придумывать программные документами с шестилетними горизонтами планирования. Необходимо срочно возрождать престиж рабочих профессии. Здесь должна работать и грамотная пропаганда, и примеры успешности специалистов производства. Необходимо перезапускать систему среднего профессионального образования, жёстко сокращая набор на специальности, по которым сейчас нет большого количества открытых вакансий, параллельно запуская набор абитуриентов на востребованные рабочие специальности. Пусть инженеров учат ВУЗы, а колледжи должны делать упор на обучение дефицитным рабочим профессиям и IT специальностям, как это было до перестройки и как это было изначально задумано, и это работало и давало свои результаты.  

И никаких шести лет впереди у нас нет!

@smilemakc © 2020