Сергей Леонов - об опасности самолечения

Пленарное заседание 17.01.2024

С.Д. Леонов, фракция ЛДПР: 

 

Уважаемый Иван Иванович!

Уважаемые коллеги!

Я, как врач по образованию, могу сразу вам сказать, что это большое благо — запрет на телевидении и на радио, в средствах массовой информации рекламы лекарств, доступных для наших граждан, легкодоступных, так скажем. Почему? Потому, что у нас просто процветает самолечение, а самолечение, к сожалению, приводит к тяжёлым последствиям, к осложнениям, и в итоге пациента, который занимается самолечением, лечить становится в 2—3 раза, а может быть, в 10 раз сложнее, и последствия для этого человека гораздо пагубнее.

Что хотел бы сказать? Когда мы рассматривали на заседании комитета данный законопроект, коллега из Министерства здравоохранения, замминистра, сказал такую фразу, которая меня просто поразила, и на этом моё выступление можно было бы закончить. Он сказал, что если мы запретим рекламу лекарств на телевидении, то увеличим кратно нагрузку на практическое здравоохранение. Всё, шах и мат! Мы запрещаем рекламу на телевидении — нагрузка на здравоохранение увеличивается. То есть все те люди, которые страдают тем или иным недугом, куда пойдут? К врачу. Но они и должны пойти к врачу! Они должны пойти к врачу на приём, проконсультироваться, и врач им должен выписать лекарства — рецептурные, безрецептурные, неважно какие. Их должен назначать врач, а не сам человек, который сидит смотрит телевизор и думает: вот я 25 раз в день слышу название этого препарата, у меня нос заложило — пойду обязательно его куплю, точно поможет, потому что 25 раз мне про это сказали. Но так не должно быть, потому что нос может заложить по разным причинам — по абсолютно разным причинам! Лекарство, которое человек купит, может облегчить симптомы, но не вылечить заболевание, а, наоборот, усугубить. Но человек не пойдёт, конечно, к врачу — он пойдёт к врачу, когда уже ходить не сможет, когда температура поднимется под 40 градусов и так далее, только в этом случае он пойдёт к врачу. Ни в коем случае этот аргумент не должен быть применён!

Добавьте чуть-чуть времени.

Значит, что ещё я хотел бы сказать? Вопрос выхода на рынок других фармпрепаратов. У нас есть, понятно, фармпроизводители, и российские, и иностранные, которые просто, ну, готовы покупать рекламу, и они подавляют своими препаратами, своей рекламой другие препараты, и о них просто не знают люди, которые могут в аптеку пойти, а врач может знать.

А что касается, так скажем, теневых рекламных носителей — средств массовой информации. Ну у врачей есть они, но они не теневые, а легальные, потому что врач читает соответствующую периодику, читает соответствующие медицинские журналы, где эта реклама есть, и не только реклама, но и описание действия препарата, того, какие последствия, осложнения, в каких случаях его лучше применять. Эта информация исключительно для врача, ему она необходима, а простому человеку, обывателю совершенно не нужна. Помимо этого есть конференции и другие источники информации для врачей, которыми они пользуются. Поэтому никакого рынка чёрной рекламы явно не будет, это исключено.

Почему законопроект, конечно, не будет, я так понимаю, принят? Потому, что отрицательный отзыв правительства и партия большинства не настроена принимать закон, ну и потому, что есть лобби фармкомпаний, которые вкладывают большие средства в рекламу, и эти средства идут на финансирование средств массовой информации, то есть это вопрос выживания средств массовой информации и вопрос огромного количества денег, которые тратятся на рекламу этих препаратов. Кстати, эта реклама, то есть эти деньги, обязательно есть в себестоимости лекарственных средств, и, может быть, если мы запретим вот эту рекламу на телевидении, на радио, у нас лекарства даже станут дешевле.

@smilemakc © 2020