В Госдуме прошел правительственный час «Об эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Эта система уже приносит свои плоды. В текущем году значительно уменьшилось число чрезвычайных ситуаций именно потому, что о них заранее предупреждали и население, и организации. Однако до сих пор в целом ряде регионов система оповещения работает на устаревшей технической базе.
В настоящее время готовится закон о технологическом развитии и суверенитете. Там надо четко прописать необходимость своевременного производства и обновления техники, которая помогает предотвратить чрезвычайные ситуации и быстро ликвидировать их последствия. Здесь нельзя зависеть ни от каких импортных поставок. Для того чтобы чрезвычайных ситуаций стало меньше необходимо также быстрее обновлять оборудование, трубы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Здесь обновление явно запаздывает, так называемые техногенные аварии чаще всего связаны со сверхнормативным износом труб водоснабжения и отопления, насосов и другого оборудования в сфере ЖКХ. В добывающих отраслях, в строительстве и на транспорте также ещё немало оборудования, которое нуждается в обновлении. Во всех отраслях экономики и социальной сферы нужны твёрдые нормы обновления техники и оборудования, они не везде есть и часто не соблюдаются. Отсюда чрезвычайные ситуации и потери. Под этим углом зрения надо рассматривать и политику импортозамещения, и технологической безопасности.
Более половины чрезвычайных ситуаций связано с пожарами. Горим и горим каждый год. Опять самоотверженность, жертвы и потери. В этом году лесные пожары были зарегистрированы на площади более одного миллиона гектаров. На такой огромной площади раньше не было пожаров. Полномочия по тушению пожаров отдали регионам. У большинства регионов бюджеты дефицитные, и нет средств на полное обеспечение противопожарной техникой, а также и на необходимую профилактику, осуществление эффективных противопожарных мероприятий. Пора понять: пожары на миллионах квадратных километрах — это федеральный вопрос, а не региональный. У соседа загорелось, у меня нет — сижу, жду. А ведь пожары не знают границ.
Сократили «реформами» лесников, охотоведов, ветеринаров и не очень торопятся восстанавливать все нужное для охраны леса и животного мира от пожаров и вырождения. Посмотрите, что делают частники с лесами — что восстанавливают, что вырубают? Если отдали в аренду собственность, то контролируйте жестко, что с лесами, землей, недрами. Сколько еще должно сгореть леса, домов, чтобы была создана действительно эффективная система охраны лесов. Или вот села горят рядом с лесом. Что трудно сделать полосы без деревьев между лесом и селом на 200-300 метров? Опять сетуют — ни денег нет, ни ответственных.
Пора, наверное, не просто тушить пожары, а наладить систему профилактики, предупреждения пожаров и вернуть в лес лесников, и в каждом пожароопасном регионе иметь малую авиацию и все средства пожаротушения. К нарушителям противопожарных мероприятий надо применять более жёсткие меры наказания, нужна и более действенная разъяснительная работа, особенно, среди молодёжи.
В стране ежегодно происходит несколько десятков кризисных наводнений в бассейнах Волги, Амура, Оби, Дона, Терека и т.д. По подсчетам ежегодные потери составляют свыше 40 млрд рублей. Бюджетные деньги на предотвращение наводнений «рассредоточены» по программам и подпрограммам. Например, по программе развития водного транспорта чистят русло мелеющей Волги, а вот десятки небольших рек, питающих Волгу, просто заросли, заилились. И их не чистят, местным властям отдали полномочия, а у них не хватает средств. Министерства часто видят только «свою сферу ответственности и компетенцию», а не всю проблему.
Есть и чисто экономические «рыночные» причины. В конкурентной борьбе о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций часто забывают.
Знания о последствиях чрезвычайных ситуаций необходимы не столько для повышения культурного уровня людей, но просто для охраны жизни и здоровья, а также и для корректировки своей экономической деятельности. Правилом должно стать – вначале технологическая безопасность, предвидение чрезвычайных ситуаций, а потом уже экономика и погоня за прибылью. Такие знания надо прививать с детства, чтобы они стали важной составной частью сознания современного человека и руководством для его поведения в быту, и на работе при создании разного рода инвестиционных проектов.